Цель мероприятия: 1.Углубить знания учащихся по русскому языку.
2.В простой и доступной форме познакомить учащихся с интересными явлениями игры слов: анаграммами, шарадами.
3.Воспитывать у учащихся интерес к родному языку, его многообразию и богатству.
4.Воспитывать внимательность.
5.Развивать коммуникативные связи учащихся и их родителей.
Ход мероприятия.
ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые! Сегодня мы вами собрались не просто так, а для того, чтобы поиграть. Как вы думаете, во что мы с вами поиграем? Нет, ребята. Играть мы будем не в прятки, и не в жмурки, и не в куклы.
Поиграем - ка мы сегодня…. в слова! А для начала давайте выясним , что такое слова? Чтобы лучше понять, что такое слово, давайте послушаем одно занимательное стихотворение.
Плим.
Ложка - это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка - ЭТО кошка.
У КОШКИ семь КОТЯТ.
Тряпка - это тряпка,
Тряпкой вытру СТОЛ.
Шапка - ЭТО шапка,
Оделся и пошел.
А я придумал слово,
Смешное слово плим,
Я повторяю снова:
Плим, плим, плим!
Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим!
И ничего не значит
Плим, плим, Плим!
ВЕДУЩИЙ: Мальчик придумал слово - "плим". Как вы думаете, является ли оно словом? (Нет, не является: слово должно не только писаться и произноситься, то есть обладать звуковым и буквенным обликом , но и иметь значение. Герой стихотворения сам признается, что выдуманное им слово ничего не значит. Следовательно , плим это не слово, а просто набор звуков).
ВЕДУЩИЙ: Вот мы и выяснили, что же такое слово. С помощью слов мы разговариваем, передаем мысли, чувства. Но слова - народец интересный. Оказывается, в них можно даже поиграть. А вы не знали, что в слова можно играть? Один мой знакомый профессор тоже до сих пор этого не знал. Зовут его профессор Иван Иванович Буковкин. Он изучает русский язык, но время от времени натыкается на какую-нибудь трудноразрешимую проблему, и тогда ему может потребоваться помощь….. Да вот и он идет: по-моему, он опять столкнулся с каким-то трудным случаем. Посмотрите: он явно пытается разрешить какой-то научный вопрос.
(Входит профессор Буковкин, что-то бормоча про себя.)
ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, профессор. ( не отвечает)
ВЕДУЩИИ ( погромче): Здравствуйте, профессор!
(Буковкин По-прежнему сосредоточен на своем.)
ВЕДУЩИИ: Кажется, мне одной тут не справиться. Давайте, ребята,
вместе с ним поздороваемся. Может, тогда он нас услышит?
ВСЕ (хором): Здравствуйте, профессор!!!
БУКОВКИН (испуганно, очнувшись): А? Что? Где? Ах, это вы? Здравствуйте, многоуважаемый ведущий! Здравствуйте, многоуважаемые дети и взрослые! Прекрасный сегодня день, не правда ли?
ВЕДУЩИИ: День-то, конечно, прекрасный. И настроение у всех хорошее, правда?
ВСЕ (хором): да!
ВЕДУЩИИ: Только вот, я вижу, у вас настроение не лучшее. Наверное, вы опять пытаетесь разобраться в каком-то сложном научном вопросе, правильно?
БУКОВКИН (удрученно): Вы угадали, уважаемая. Это все она виновата!
ВЕДУЩИЙ: Кто?
БУКОВКИН: Да Волшебница Слов, кто же еще'? Любит она насмехаться над ученым человеком. Взяла да подкинула мне вчера очередную загадку: как в рифму будет правильно сказать: "У рыб нет зубов"? Уж я бился-бился - никак не получается. "У рыбов нет зубов"?
Неверно. У рыбей нет зубей"? Тоже не так. "У рыб нет зуб"? Опять неправильно!
ВЕДУЩИИ: По-моему, уважаемый профессор, Волшебница просто подшутила над вами. Вы же уже дали правильный ответ.
БУКОВКИН (безмерно удивленный): да как же это? Когда же я успел?
ВЕДУЩИИ: А вы ребят спросите. Они уже учатся в школе, так что наверняка знают правильный ответ. Ну-ка, ребята, как нужно правильно сказать?
ВСЕ (хором): У рыб нет зубов.
БУКОВКИН: Так это же не в рифму получается. Мне Волшебница неправильное условие задачи дала. Нечестно!
Вбегает Волшебница.
ВОЛШЕБНИЦА: Кто тут про меня говорит? Здравствуйте, ребята!
ВСЕ (хором): Здравствуйте!
ВОЛШЕБНИЦА: Как приятно видеть столько веселых и приветливых лиц.
БУКОВКИН (недовольно): Но-но-но, госпожа Волшебница! Извольте отвечать за свои поступки. Вы тут вчера опять надо мной подшутила, а я над вашей задачей, может быть, всю ночь размышлял.
Волщебница: Бедный профессор! Ладно, обещаю, что больше так поступать не буду (делает многозначительную паузу ) ..... в ближайшие пять минут.
Кружится на месте, пританцовывая, и гра циозно усаживается ш' стул, расправив складки платья.
БуКОВКИI (грозя пальцем): Ох, озорница!
ВЕДУЩИИ: По-моему, и вы, уважаемый профессор, и ны, уважаемая волцiебница, совсем забыли, для чего я вас сюда пригласила.
ВОЛШЕБНИ11А протестующее Что вы, что вы! Мы все помним!
БУКОВКИН ('роясь в карманах, достает блокнот и лихорадочн его перелистывает,): Как же, как же, я ничего не забыл. У меня здесi все записано. Та-ак, научная конференция... Нет, она позавчера был:i (Ахает,). Так я же на нее не попал! Симпозиум (хватается за голову) Так он же уже час как идет! А я на нем читаю доклад! (Убегаеiп).
Ведущий и волшебница переглядываЮтся безнадежно вздыхаю/и разводят руками.
ВЕДУЩИИ: Что ж, играть, наверное придется без профессора.
ВОлшЕБНИЦА Ничего. думаю, он успеет прочитать свой науч НЫЙ доклад и вернется к нам. А пока начнем без него. (Обраиiаясь всем). Знаете, я всегда любила играть в слова. Ах, вы просто не прел ставляете себе, какой это благодатный материал для игры! Ими можш вертеть, как захочешь! По вашей команде они могут складываться другие слова, менять местами свои буквы, превращаться. Они умеки притворяться одинаковыми, хотя означают совсем разное и, наоборо I могут притворяться разными, хотя означают очень похожие вещи. '‚ некоторые слова, совсем не ладят друг с другом. Означают они прям противоположные вещи, и мне никак не удается их сдружить. [Сн например, слово "хороший" и есть слово "злой". И никак мне не ул ется эти два слова поставить рядышком и заставить их взяться за руки хоть я так старалась!
А знаете, каким хорошим строительным материалом являются сло ва! Вы и не поверите: порой они куда лучше кирпичей. Из них можii даже пирамиды строить. Не верите? А давайте проверим!
ВЕДУЩИИ: давайте. Итак, первый конкурс: "Постройте пирамиду>
Конкурс
<ПостройТе пираиду"
)()i11111;I'ИцА (нараспев словно произносит вояшебные ио
,‚ ‚; ‚ч во iа'ебной палоч кой):
Она проста довольно с виду.
Но как же строить пирамиду?
Не каждый, может быть, построит,
Но попытаться все же стбит.
Ведущий объясняет содержание конкурса, демонстрируя прамер.
В основании пирамиды лежит слово из семи букв, например,
:вартал", выше - из тех же букв (удаляя одну), далее - из пяти букв,
з четырех, из трех (каждьгй раз из предьщущего слова убирается одна
юбая буква):
рак
кара
карта
кварта
квартал
Когда таким образом задание объяснено, участникам предлагается так построить свою пирамиду. Удобнее всего будет заранее впостроить" вписывая отгаданные слова в пустые клетки заранее подготовленной лицы. В основании - семь клеток, а вершина состоит из трех.
К каждому слову пирамиды предлагается маленькая подсказкагадка.
Я для бензина, для белья, для разных надобностей я. (Бак).
Я не простое учрежденье. (Банк).
Во мне всегда хранят варенье. (Банка).
А я нужна грузовику. (Кабина).
Я нужен меткому стрелку. (Карабин).
Начинать строить пирамиду желательно с основания, то есть с садлинного слова.
Если полученные ответы правильно вгiисать в таблицу, то получит
следующая пирамида:
бак
банк
банка
кабина карабин
В конкурсе выигрывает та команда, которая быстрее всех снрiiо с заданием и строит пирамиду правильно.
ВЕдУщИИ Молодцы, ребята! Спасибо родители!
ОЛщЕБНИЦА Конечно, молодцы! Вот с какой сложной задач- кой вы справились! Между прочим, некоторые словечки в самом деле способны поставить в ТупиК кого угодно. Иногда даже я способна растерятьсЯ перед их коварством. Попадаются мне иногда такие безобидные на вид словечки, а оказывается, что у каждого из НИХ есть своя тайна. Вот недавно встретилось мне такое слово хорошее "стрекоза". А я подумала: <стреКоза" это она. А каким словом назвать стре- козу, если это не она, а он? Стрекозел? Да не может быть! Не бываез ведь такого слова А ведь такое безобидное на вид слово "стрекоза>! Никогда бы не ожидала от него Такого коварства!
ВЕДУЩИЙ Может быть, наши родители вам помогут? Все они уже не один год учились в школе наверняка помогут вам обнаружить такие хитрые слова.
ВОЛШ ЕБНИЦА (обра дованно,) И вправду, у важаемые родители. поiлогите мне, пожалуйста! Уж я эти слова тогда запомню хорошеНьк( и буду знать, что от них МОЖНО ждать какой-нибУдЬ каверзьи.
Конкурс ДЛЯ родителей
"Найди хИтрое СЛОВО"
Суть конкурса состоит в том, что ведущий читает слова и проси родителей образовать от них или форму множественного числа, ию существительные женского рода от существительных мужского род (все эти условия ведущий обговаривает по ходу конкурса). Задача ри дителей обнаружить слово, которое не может выполнять заданно условие. Таким образом, уже в начальной школе учащимися запомii i'аются некоторые трудные случаи русского языка.
ВЕДУЩИИ: Сейчас я буду называть слова, а вы говорите то же с мое слово, но во множественном числе. Например арбуз арбузы.
Ко' (коты,).
11 iоi (плоты).
Кроi (л-роты).
i а (дги).
(/чкIд.
1 11,1 ( ‚,он1юе словО). образовать форму мллоЖестве7iно'о ч1i1
1)оI ‚1 ?Я).
iiiiла (
ю (iь ‚i(.)КП0 образовслпЬ форму м,'ожественУлого чясла.
166
Грива (гривы).
ВЕДУЩИИ: А теперь я буду называть слова мужского рода, а вы подбирайте слова женского рода. Например: ученик ученица.
Повар (повар иха). -
Портной (портнаха).
Купец (купчиха,.).
Храбрец (невозможно образоват существительное женского рода2.
ВЕДУЩИИ: А теперь наоборот. Например, отличница - отличник. Ну-ка, начали!
Коза (козел).
Оса (невозможно подобрать слово мужского рода: осел совсем другое слово).
ВЕДУЩИИ: А теперь я опять называю слова в единственном числе, а вы - во множественном:
Ведро (ведра).
Бедро (бедра).
Метро (невозможно образовать множествен,чое число).
День (дни).
Пень (пни).
Лень 4евозможно образовать форму моожественного числа).
Цыпленок (цыплята).
Козленок (козлята).
Бочонок (бочонки, но не ((бочатая).
Жюри подводит итоги конкурса. Выбирается самый активный родитель, который награж дается призом. Те родители. которые допустили ошибки, должны заплатить фант (спеть или стан цевать).
ВЕДУЩИЙ: Молодцы! Оказывается, надо только как следует подумать, и тогда правильное решение обязательно придеi.
ВОЛШЕБНИЦА: Спасибо вам за то, что вы мне iiомоi ли. Теперь и я сама хорошенько запомню эти слова и заставлю их меня слушаться. Ведь слова - они хитрые: за ними глаз да глаз нужен! но, если найти к ним правильный подход, они обязательно вас послушаются. Мне вот, например, обычно удается не только прививать им хоро,iiие маверы, но даже показывать всяческие фокусы.
ВЕДУЩИИ: Как же вам это удается, уважаемая волшебница?
ВОЛШЕБНИЦА: Все очень просто: их надо хорошо знать. Вот я уже не один год изучаю природу слов, и, зiкiе,е, мне удалось выяснить про них интереснейшие вещи. Например, ОДНИ слова состоят из
Жюри подводит итоги первого конкурса и объявляет общин "‚iii
олщЕБнИЦА Бедный профессор! Ладно, обещаю, что больше так поступать не буду (делает многозначительную паузу)... в блiiжайшие пять минут.
Кружится на месте, пританцовывая, и гра циозно усаживается ш' стул, расправив складки платья.
БуКОВКИI (грозя пальцем): Ох, озорница!
ВЕДУЩИИ: По-моему, и вы, уважаемый профессор, и ны, уважаемая волцiебница, совсем забыли, для чего я вас сюда пригласила.
ВОЛШЕБНИ11А протестующее Что вы, что вы! Мы все помним!
БУКОВКИН ('роясь в карманах, достает блокнот и лихорадочн его перелистывает,): Как же, как же, я ничего не забыл. У меня здесi все записано. Та-ак, научная конференция... Нет, она позавчера был:i (Ахает,). Так я же на нее не попал! Симпозиум (хватается за голову) Так он же уже час как идет! А я на нем читаю доклад! (Убегаеiп).
Ведущий и волшебница переглядываЮтся безнадежно вздыхаю/и разводят руками.
ВЕДУЩИИ: Что ж, играть, наверное придется без профессора.
ВОлшЕБНИЦА Ничего. думаю, он успеет прочитать свой науч НЫЙ доклад и вернется к нам. А пока начнем без него. (Обраиiаясь всем). Знаете, я всегда любила играть в слова. Ах, вы просто не прел ставляете себе, какой это благодатный материал для игры! Ими можш вертеть, как захочешь! По вашей команде они могут складываться другие слова, менять местами свои буквы, превращаться. Они умеки притворяться одинаковыми, хотя означают совсем разное и, наоборо I могут притворяться разными, хотя означают очень похожие вещи. '‚ некоторые слова, совсем не ладят друг с другом. Означают они прям противоположные вещи, и мне никак не удается их сдружить. [Сн например, слово "хороший" и есть слово "злой". И никак мне не ул ется эти два слова поставить рядышком и заставить их взяться за руки хоть я так старалась!
А знаете, каким хорошим строительным материалом являются сло ва! Вы и не поверите: порой они куда лучше кирпичей. Из них можii даже пирамиды строить. Не верите? А давайте проверим!
ВЕДУЩИИ: давайте. Итак, первый конкурс: "Постройте пирамиду>
Конкурс
<ПостройТе пираиду"
)()i11111;I'ИцА (нараспев словно произносит вояшебные ио
,‚ ‚; ‚ч во iа'ебной палоч кой):
164
Она проста довольно с виду.
Но как же строить пирамиду?
Не каждый, может быть, построит,
Но попытаться все же стбит.
Ведущий объясняет содержание конкурса, демонстрируя прамер.
В основании пирамиды лежит слово из семи букв, например,
:вартал", выше - из тех же букв (удаляя одну), далее - из пяти букв,
з четырех, из трех (каждьгй раз из предьщущего слова убирается одна
юбая буква):
рак
кара
карта
кварта
квартал
Когда таким образом задание объяснено, участникам предлагается так построить свою пирамиду. Удобнее всего будет заранее впостроить" вписывая отгаданные слова в пустые клетки заранее подготовленной лицы. В основании - семь клеток, а вершина состоит из трех.
К каждому слову пирамиды предлагается маленькая подсказкагадка.
Я для бензина, для белья, для разных надобностей я. (Бак).
Я не простое учрежденье. (Банк).
Во мне всегда хранят варенье. (Банка).
А я нужна грузовику. (Кабина).
Я нужен меткому стрелку. (Карабин).
Начинать строить пирамиду желательно с основания, то есть с садлинного слова.
Если полученные ответы правильно вгiисать в таблицу, то получит
следующая пирамида:
бак
банк
банка
кабина карабин
В конкурсе выигрывает та команда, которая быстрее всех снрiiо с заданием и строит пирамиду правильно.
Жюри подводит итоги первого конкурса и объявляет общин "‚iii
несколькиХ других. Представьте себе: вы видите слОво, а каждый 1 в нем - тоже отдельное слово! удивительно, правда?
ВЕДУЩИИ Знаю-знаю Я такие слова. Между прочим, ребята, Ц) такие слова сочиняются целые загадки, и называются ОНИ шар Например: первый слог - животное, второй слог - тоже ЖИВОТНОС. все в целом сiiир'iнои напитоК.
ВОЛШЕБНI4II Дайте-ка я подумаю. (ЗаДучываеТя) Коньяк.
ВЕДУщИИ А почему?
щЕБНИЦА Потому что это конь + як. Первый слог живозii и второй Слог тоже животное. Ксзати, вы подали мне отличную иде а не поиграть ли нам всем в шарады? Кстати, уважаемая ведупс' должна пожурить вас: Вы для примера выбрали не совсем удачную пг раду. Конечно, здесь собрались не только дети, но и взрослые, но ч кажется ли вам, что вести разговоры про спi4ртньге напитки не совсi уместно и правильно?
вЕДУ[цИИ Да. уважаемая волшебница, вы, конечно же, правы.
ОщЕБНИЦА К счастью, ва досуге я сама люблю сочинять ш рады. да будет вам известно, что я сейчас гружусь над серьезнейпi' трудом по магии, который называется <Волшебная книiао. Так воi этой книге собрано множество различнык волшебных Вещей, связа ных со словами. Там можно и шарады найти. Кстати, давайте сделаС\ так, чтобы наши юные друзья хорошенько за[iомнилiI это слово.
Ведущий пишет на доске СЛОВО виюрада. р,одчеркиВаеi орф гра.4МЬ1 В ЭТОМ СЛОВ.
ВЕДУЩИИ: Самое время провести среди наших участников ко. курс шарад.
i. Начало деревом зовется, Конец - читатели мои. Л п книге целое найдется, 1,есi, в каждой строчке есть они. (Бук-вы).
2 Ii iiiiка птиц мой первый слог возьмите. iорii сбараi-iьеи головы.
) роii 1 С ИСЧЬ и там найдите о, 'II о пС раз едапи ны. (Г/и-рог).
iкурС цiарад
Волшебн1аа читает шараду. Участники команд стара1о/П'я к). нож//О быстрее Дать правильный ответ, после 1/его iм иреДЛагает ра /гаДать след';ющую и,араду.
168
3. Нота мой первый слог,
Поставь рядом с ней предлог И, разгадав загадку до конца, Получишь выражение лица. (Мн-над.
4. Слова этого начало
Мне ворона прокричала.
Слог второй ты легко угадаешь,
Если жадностью не страдаешь.
А третий слог высок-высок,
Врага не пустит за порог.
А вместе все веселье, смех
И шутки добрые для всех. (Кар-на-всi).
Участника команд разгадывают шарады.
Прилiечание. В этом конкурсе детям должны активно помогать взрослые участники. Выигрывает та команда, которая быстрее и точнее справилась с заданием.
При решении заданий конкурса важны не только знания, но м дисциплина. Ответы на вопросы ки в коем случае нельзя выкрикивать с места. Отвечать первым будет тот, кто первым поднимет руку. Это относится не только к конкурсу шарад, но и к выполнению других заданий, если только ответы с места не предусмотрены самим сценарием мероприятия.
Жюри подводит ИТО?И конкурса и объявляет общий счет.
ВЕДУЩИЙ: Ребята, а, может быть, вы и сами знаете какие-нибудь шарады? Если да, то загадайте их всем нам, а Волшебница запишет их в свою Волшебную книгу. Согласны?
УЧаСТНИКИ коккгрса и зрители, дети и Взрослые, загадывают свои шарады. Участник игры или зритель, пред.iоживший самую Интерес ную шара ду, награждается при зон.
ВОЛШЕВНИЦА: да, теперь я вижу, что после этого конкурса КОГ' лекция моих шарад изрядно пополкмтся, и моя Волшебная кнпi:i о дет иметь еще больший успех среди читателей.
ВЕДУЩИЙ: Скажите, пожалуйста, уважаемая Волшебшiц еще вы умеете играть со словами?
ВОЛШЕБI{ИЦА: О, таких игр я знаю превелккое множсчо i\,I' ч уже сказала, надо просто внимателькее приглядываться К С )
169
пример, не так давно я обнаружила, ЧТО некоторые слова внеш1i очень похожи: они СОСТОЯТ Из одинакового количества букв и отлИЧ. ются друг от друга только одной буквой.
ВЕДУЩИЙ Например, "койка", то есть кровать, и "колка" дров?
ЛщЕБНИЦА: Да-да! Вы совершенно правы! На этот раз вii привели замечательный пример, из которого я Создам хорошую загад ку-забаву для детей и взрослых. Между прочим, такие загадки называются в науке метаграммы. Думаю, нашим юным друзьям будет не вредно запомнить это полезное слово.
Ведущий пишепi слово еметаграМма.? на доске, подчеркивает в iеI орфограммы.
ВОЯШЕБНИЦА: Самое время провести конкурс метаграмм. Я хо чу поделиться с вами самыми удачными метаграммами из своей кол лекции.
Конкурс Метаграмм
Участники конкурса разгадывают мет аграМм ы, проверяют СВО решение с помощьЮ магнитной азбуки или карточек с буквами. Кам дое слово-отгадка метагра.ммы должно отличаться от другого все одной буквой.
1. С "К" в полях меня найдете, С "Е" романсы запоете,
С "К" в косички заплетете. (Колос, голос, ВОЛОС).
2. С "Ч" летаю над ВОлНОЮ,
С "л" не дам волкам покою,
С "М" рубашка-безрукавка,
С "3" скачу в лесу по травке.
С "Е" крепи меня к детали
железа или стаiи. (Чайка, лайка, майка, зайка, гайка).
олшЕБНИЦА А эту метаграмму я специально приготовила для взрослыХ участников конкурса, так как наши юные друзья МОГУТ бы
еще недоеi1точно сильны в географии.
ВГДУ1ц14И Итак, эту метаграмму разгадывают только взрослые.
3. С "Л" я iстров в океане,
С "Р" рiс 1 iЮ вмиг в стакане. (СахалинУ сахарин).
170
Жюрii подводит итоги конкурса. Побеждает та команда, которая дала больше правильных ответов и игроки которой соблюдали правила дисциплины.
ВЕДУЩИЙ: Я все удивляюсь, уважаемая Волшебница, как вы легко играете со словами. Они вас в в самом деле Слушаются.
ВОЛШЕБВИЦА: Знаете, это дело практики. Ведь я магистр магических наук и постоянно подкидываю сама себе умственные задачки. Слова - это моя стихия, недаром я зовусь Волшебницей слов. Все буквы меня слушаются беспрекословно. Хотите посмотреть?
ВСЕ: да.
ВОЛШЕБНИЦА: Тогда давайте попросим букв исполнить для нас танец. Попри ветствуем их (аплодисмешяы).
дети исполняют веселый танец. К костюму каждого танцора прикрепляется одна из букв алфавиiяа. Танец может быть любым, но с обязательным условием. в конце танца дети выстраиваются в ряд таким образом, чтобы из букв с:ю.жилоСь СЛОВО: ал фавити.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо нашим танцорам. Давайте все вместе похлопаем им. (Аплодисменты. Танцорьт остаются стоять на своих местах, по-прежнему образуя ю букв слово).
Вбегает профессор Буковкин, очень раст ерянный.
ВЕДУiЦИЙ: Что с вами, уважаемый щзофессор?
ВОЛШЕБНИЦА: В самом деле, что с вами случилось?
1УКОВКИН (еле оiпдышавшись): Вы не поверите! Представляете, на симпозиуме, на который я еле успел, опять говорили словами!
ВЕДУЩИИ: Но это же немудрено, дорогой профессор! Как еще мы можем разговаривать, если не с помощью слов?
БУКОВIСИН (придя в себя и даже обретя ,пояiк-i' солидносiяи): Ну, здесь вы, уважаемый ведущий, неправы. Говорить можно не только с помощью слов. У разных народов развит язык жестов.
ВОЛШЕБНИЦА (заинтересованно): И что же это за язык?
БУКОВКИН: Это такой язык, при котором мысли и чувства вырi жаются жестами.
ВЕДУЩИИ: Так можно сказать, что и у нас развит язык желч Например, скажите, ребята, как жестом вы показываете, что оiiii ответить, на уроке? (Поднимаем руку,). А как вы приветствуеiс ''1111 ля? (Встаем,). А как жестом вы показываете слово "да"? (Ювiо д как "нет"? (Качаем головой).
171
ВЕДУЩИЙ: Вот видите, нам тоже знаком язык жестов.
БУКОВКИН: Так-то оно так, но вот одно несчастное племя под н званием мумба-юмба никакого языка, кроме языка жестов, не знас Представляете, сколько это создает неудобств! Если, например, ощ дикарь поймал большую рыбу и никак в одиночку не может вытащи ее на берег, то как же он позовет на помощь, если не знает други языка, кроме языка жестов?
ВОЛШЕБНИЦА (авiпоритетно) Это и в самом деле очень удобно..
БУКОВКИН (с жаром): Вот именно неудобно. А как несчасзнI дикарь позбвет другого на помощь, если на него нападет тигр? Оiiя же сплошные неудобства получаются.
ВЕДУЩИИ: И к какому же решению пришли вы на симпозиуме
БУКОВКИЙ: Разумеется, научить дикарей говорить человечески. Мы начали придумывать для них язык и даже доiii до буквы "К", как нам еж помешал.
ВОлШЕБНИЦА и ВЕДУЩИИ (в один голос, недоуменно) Какой ел
БУКОВКИН: Обычный еж, колючий. Вбежал в кабинет и где спрятался, а где, непонятно. Уж мы искали, искали, но так и не наiii
ВОЛШЕБНИЦА Кажется, я догадалась. Вы нас, уважаемый ii фессор, просто разыгрываете. Наверное, хотите отплатить мне той монетой за мою загадку про рыб.
БУКОВКИН (ему щенно): Честно говоря, так оно и есть. Про один мой друг, тоже ученый, задал мне прелюбопытнейшую загаз Звучит она совсем просто: "Где спрятался еж?" Представьте себе, даже удалось ее отгадать, хоть и не сразу. Сначала, правда, я арипоминать, где же может спрятаться еж, но мой друг сказал м что ежиньте повадки тут совершенно не при чем: искать загадку наi' г самом слове. Может, наши юные друзья смогут отгадать эту 3ага;ч\ (Правильный ответ: в алфавите. Чтобы дать правильный от надо просто вспомнить начало алфавита, в котором можно чеСть)) не только ответ, ао даже и сам вопрос: А бв ГДЕ ЕЖ.
(Iримечание. Это задание вне основных конкурсов, поэтому iадывать могут все - как дети, так и взрослые, причем как участии г iры, иак и зрители.
ВI,ДУЩИЙ Не мудрено, что мы смогли справиться с этой за' ьзii, и,ег', Уi нет на нее все время находился рядом с нами (показывгг инi аьтггггщнков, которые изображают собой алфавивi; таин
1ЮТ 11 ;,исаживаются в зрительном зале,. Давайте-ка лун
172
Ведущий пишет на доске слово й'аааграммал, с под черкиванием орфограмм.
БУКОВКИН: А это загадки такие. Анаграммьи это разные слова, которые состоят из одинаковых букв. Только расположенных в разном порядке.
ВЕДУЩИЙ: То есть возьмете слово, переставите в нем буквы и у вас получится другое слово?
БУКОВКИН: Совершенно верно. Например, возьмем слово "весна", переставим в нем буквы и получим слово "навес", возьмем слово "смола> и, поменяв в нем буквы местами, получим слово "масло". Вот что такое анаграмма. Конечно, анаграммы не получаются из любого слова, но все-таки придумать их можно довольно много. Давайте попробуем все вместе составить анаграммы из слов, которые будуз вам предложены.
Конкурс анаграгii
Взрослые участники команд по очереди читают слова, из которых надо составить анаграммы. Участники-дети, пользуясь магнитной аз букой или карточками, переставляют в слове буквы так, чтобы пол' чилось другое слово. Предлагаются следующие слова:
1. Лето (тело,).
2. Атлас (засiла).
3. Каприз (приказ).
4. Водопад (подвода).
5. Маяк (ямка,).
б. Кукла (кiлак).
7. Комар (корма).
уважаемая Волшебница, расскажем профессору Буковкину, что за конкурсы мы уже успели устроить для наших участников.
ВОЛШЕБНИЦА: Просто я демонстрировала свои скромные успехи, связанные с игрой слов. Мы уже отгадали шарады и метаграммы.
БУКОВКИН: В таком случае, и я могу поделиться с вами своими знаниями. Да будет вам известно, что в юности я очень даже неплохо справлялся с анаграммами.
В ОЛШ ЕБИ ИЦА (сосредоточенно хмурится, листает Волшебную книгу): Боюсь, что в моей коллекции таких загадок нет.
БУКОВКИН: Предлагаю восполнить этот пробел.
ВЕДУЩИИ: А что такое анаграммьт, расскажите нам всем, пожалуйста.
173
8. Соринка(росинка).
ВЕДУщиИ Ну, как? Справились? Тогда давайте посмотрим, каг вам удалось превратить Одни слова в другие.
Участники дают ответы на задания
Жюри подводит итоги. Выигрывает команда. которая быстрее г лучше справилась со всеми заданиями.
ОЛщЕБНИЦА Молодцы, ребята! Кажется, теперь и я поняла. что такое анаграмма. Я даже уже успела сочинить несколько ана грамм, причем в стихах.
БуКОВКИН Да вы настоящая поэтесса, уважаемая олщебница!
ВОЛШ ЕБНИЦА (делает реверанс,: Благодарю вас, уважаем ы профессор. Все дело в том, что я, как уже говорила, привыкла играть г слова, так что срифмовать их мне, разумеется, под силу. Сейчас вам тоже предстоит разгадать апаграммы, но уже не такие простые. Я ii задам вам слово, а попрошу отгадать загадку. В каждой загадке отвс тами являются сразу два слова: они и являются по отношению друi г другу анаграммами.
1. я в пруду живу, жирею,
Перестаньте буквы - вмиг
Превращусь в оранжерею,
И в лужайки,
И в цветник. (Карп - парк).
2. В океанах он живет,
И мала ему река.
Буквы ставь наоборот - Будет дергаться щека. (Кит iпиК.
3. Воздух в шины я вдуваю, Жизнь несу я колесу. Если ж слоги мы смешаем, Буду деревом в лесу. (Насос - сосна.).
4. По мне движется к сердцу кровь, Меня ищут на сгибах руки, Iсли ж, буквы смешав, мы расставим их вновь, о получим названье реки. (Вена Нева).
Э,,iii ‚111(1, ух1ммы. как более сло.)IсУiЫе разгадываюiп взрослые )(1 стники к'гнг). Условия оценки те же.
Жюри ,ю)вг)аоi ито?в ко//курса объявляет об Щий счет.
1 '74
ВЕДУЩИЙ: Что только не умеют делать слова!
ВОЛШЕБНИЦА: Да, спросите об этом меня: уж я-то знаю это наверняка. Они даже переворачиваться умеют.
ВЕДУЩИИ и БУКОВКИН (в один голос): Как такое может быть?
ВОЛШЕБНИЦА: Да, представьте себе. Слова и даже целые фразы могут читаться что слева направо, что с права налево совсем одинаково. Вот, например, если прочесть справа налево фразу "Арбуз у зубра" (пишет ее на доске), то что у вас получится.
Все вместе читают: фраза справа налево читается точно так же, что и слева направо.
ВОЛШЕБНИЦА: Между прочим, один мой знакомый старик на этот счет рассказал мне целую историю
БУКОВКИН: Расскажите, пожалуйста.
ВЕДУЩИИ: Может быть, не будем рассказывать, а просто покажем сценку? Наверное, это надо не только слышать, но и видеть?
Коньурс-сценка
"И с той стороны, и с другой стороны"
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА (роли исполняют родители):
СОЛДАТ.
СТАРИК.
Старик и солдат идут навстречу друг другу, останавливаются.
СОЛДАТ: Здравствуй, отец!
СТАРИК: Здравствуй, солдат. Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца это слово читай - все значение одинаковое.
СОЛДАТ (удивленно): Ишь ты!
СТАРИК: И имя у меня такое, что хочешь слева направо его читай, а хочешь - справа налево. И все будет одинаково.
СОЛДАТ (растерянно): Как же тебя звать?
СТАРИК: И живу я в таком домике, что значение не измениiся, хоть как читай. А около домика растет растение такое, с чудным на званием, которое тоже как хочешь читать можно. И имя моей бабкii тем же свойством: хоть с какой стороны все одинаково читается.
СОЛДАТ: Ну и чудеса.
СТАРИК: А когда я в армии служил, то был тем, что тоже i г хоть этак читай - нич о не изменится. Ну, прощай, служилiiй!
Старик уход ит. Солдат ростерянно разводит ргКша/.
СОЛДАТ: Ничего не понимаю. Как же по-другому МОЖIю 11. . г 1.1
1 '75
рию>, как его зовут, и в каком домике он живет, и чзо за растение рас гi перед его домом, и как же зовут его бабку, и кем же он слкил в армии Пож1иает Пе чсм и, уходит в дру'ю сiпорону9.
ВЕДУЩИЙ: Что же за загадку загадал старик солдату? Итак, ш ветьте на вопросы:
1. Как по-другому можно сказать встарик"? (Дед).
2. Как звалИ старика? (Тит).
З. Как называется домик, в котором живет старик? (Шалаш).
4. Какое растение растет перед домиком старика? (Боб.
5. Как зовут бабку? (Анна или Алла,).
6. Кем был старик в армии? (Казак,).
Загадку отгадывают только младщие участники команд. Та комаii да, котор быстрее справится с заданием, получает призовой балл.
Жюри подводит птО?'в объявляен! команду, побе дившую в эт задании, а ,пакже объявляет общий счет.
вЕДУЩИИ наверное, наши участники устали. Давайте дадим пм отдохнуть, а все вместе немного поиграем.
"Пауза кричалою>
Ведущий, профессор БуковюлiI и олщеб1ица Слов раз дают зрив лм лисупочки с пекстi1 стихотворений, распределяя так, чтобi' одно и то .ж'е ствхотворение досталось прУтмерко одинаковому коли честву участников.
Задание состоит в том, что одно тихотворен1е половина зрителеи должна громко продекламИровать а второе прошептать как можв тише.
1. Пара барабанов,
Пара барабанов,
Пара барабанов
Била
Бурю.
Iара барабанов,
1 Iлра барабанов,
1 I:ир:1 барабанов
1,11 ил
1,'ии! (1!. ('е.,ьвгIоскI)iд
1 76
2. Пешком шагали мышки по узенькой дорожке
От деревушки Гiешки до деревушки Ложки.
А в деревушке Ложки у них устали ножки.
Обратно в Пешки мыипки приехали на кошке.
И пели до порожка, и щелкали орепiки
От деревушки Ложки до деревушки Пешки.
Пешком идти не близко, когда идешь обратно,
А на пушистой киске и мягко, и приятно.
Если кошке по пути отчего не подвезти?! (В. ГIриходько,).
ВЕДУЩИЙ (обращаясь ко всем,): А почему одно стихотворение можно "пробарабанить", а второе тихо прошептать? (Потому что в первом стихоiпворепии используются слова с раскатастылю вря, а во втором шнпящгiе солчасньюе. То есть природа звуков пюкова, что одни из них способны создать эффект барабавной дроби, а другие
шепота, и'елес,'ла),
ВЕДУЩГ4Й: Вот теперь мы немного отдохнули и снова можем продолжать наш конкурс.
Коiжурс "Собери слово"
ВЕДУЩИЙ: Некоторые слова, как мы уже выяснили, как из кирпичиков, состоят из других слов. Далеко не все они способны уложиться в веселые рифмованные строчки и стать тем самым шарадами. И все-таки слов-складок в русском языке отнюдь немало.
БУКОВКИН (аеiноло расстроеь'аый): Вот именно! Гiредставляете, ребята, я сам к сегодняшнему конкурсу нашел с полдесятка таких слов и даже специально разрезал каждое из них на две части, чтобы вам было поняз нее, но, когда я 1ОО111iЛСЯ на ваш праздник, то споткнулся. Карточки выпали у меня iзз кармана и рассьпались. И теперь я сам никак не могу понять, как из частей собрать опязь слова. К сожале нию, сами слова совсем вылетели у меня из головы, и я ничем вам, ребята, помочь не могу, хочь был бы рад. Наоборот: это я у вас сейиж хотел бы попросить помощи. Может, вы поможете мне прнвесз и в ' эти слова в порядок.
ВЕДУЩI4I4: Ай-ай-ай, какое неприятное приключение проии взн ,с вами, уважаемый профессор. Но я все-таки думаю, чзо эюо еиии н катастрофа. Посмотрите сами: какие умники и умьиьюцьи сейч:ис н
С нами в слова. Дмаю, что, если они даже с метаираммами 1 ни мамии справились. то ваши слова они будут не то ч 10 уга:влви
сто щелкать их, как орегпки!
17?
Для ЭТОГО конкурса заранее заготавливают одинакового размера карточки, половину окрашивают в один цвет (например, желтый), а другую половинУ - в друГоЙ контрастный (напримеР красный). На всех карточках написаны суiОва
сено куль пол бой киiiа пас
Суть задания состоит в том, что нужно попарно составить пласТин ки разного цвета так, чтобы в результате получилось одно слово (Сено-валУ куль-тура пол-оса, бой-кость, юта-рис пас-пОрт, воз окно, вес-точка) Та команда, которая быстрее остальных справляетс>i с заданием, объявляется 0едительницей. Над заданием Команд:1 должна работать сообща и взрослые и дети в равной степени учасз вуют в этом конкурсе.
Жюри объявляет ИТОГИ конкурса, общий счет и называет команф которая пока идет впереди остальных.
БуКОВКИН Спасибо вам, дорогие ребята и взрослые! Если бы iii' вы, я бы ни за что не справился с этими словами.
ЛщЕБНИЦА А я тоже приготовила для вас специальное зада ние, которое, надеюсь, всем понравится. Называется оно очень просто <(Шесть слов)>.
Для этого конкурса командам диктуется короткое (из Четырех.[iязi букв) слово. Участники каждой команды записывают это слово та чтобы буквы довольно далеко отстояли друг от друга. Задача участии ков - подобрать по шесть слов, мвающихся с этих букв. Как вы ‚зядiiТ решение ЭТОГО задания, поясним на примере.
\оваОкнГан авес
КоII1рс
оса кость порт окно вал точка
I'Сонкурс "Шесть слов"
178
Выигрывает та команда, которая быстрее всех смогла подобраi ь слова к каждой букве.
Жюри подводит итоги, объявляет общий счет и называет команду, которая пока идет впереди.
ВЕДУЩИЙ: Совсем скоро наша игра подойдет к концу. Конечно, в слова можно играть очень долго. Все вы, наверное, знаете какую- нибудь игру в слова. Например, подбираете рифмы к какому-нибудь слову. Или называете слово, которое начинается на ту букву, которой заканчивается предыдущее. Вообще игр со словами можно придумать великое множество, было б только знание русского языка да фантазии побольше.
БУКОВКИН: Мы, ученые, на своих симпозиумах тоже иногда играем в слова. Недавно целый день провели за разгадкой шуточных вопросов.
ВОЛШЕБНИЦА: Что же это за вопросы? Не могли бы вы с нами ими поделиться?
БУКОВКИН: Охотно.
Бли ц-ко ii кур с
"Шуточные вопросы"
Ведущий читает вопросы, участники команд отвечают на них. Следует особенно тщательно следить за дисциплиной: право на ответ имеет тот, кто первый поднимает ру',у. При выкрике с места или подсказке вопрос снимается.
1. К какому вороту нельзя пришить пуговицу? (Омоiiкмы: ворот воротник и ворот грузоподъемная машина).
2. Какую строчку не может прочесть ни один ученый? (Омонимы:
строчка в книге и строчка шов на сшиваемой ткани).
З. У каких башмаков не бывает каблуков? (Омонимы: баш.мак обувь и баиiмак - приспособление на железной дороге,).
4. Все вы знаете басню Крылова "Квартет". Как бы называласi 'на басня, если бы музыкантов было трое? А пятеро? А шестеро? (iрI? квинтет, секстет).
5. На какой вопрос нельзя ответить "да"? (Ты спишь?).
б. Сколько на березе яблок, если на дереве восемь сучков. а iii 'ждом сучке по пять веток? (Нисколько, потому что на бер' й' й й ч й 'не растут).
7. Какой бывает лошадь, когда ее покупают? (Мокрой. р',й/1,
179
,юваО на игре СЛОВ: ‚(Покупать н - антоннч к продаваПь и епоуПатьн СИНОНИМ К слову ВВЫМЬШЬ).
8. Из какого полотна нельзя СШИТЬ рубашку? (Из железнодороМ
1/ОГО. ПолОт11Он ткань и поЛОтнОн (ОМОНИМ) пути).
9. Без чего не могут обойтись барабаНЩикИ математики и дажi ОХОТНИКИ? (Без дроби. ВОПРОС снаi на омонИМая. едрОбьн - Л1ат
знак, дрОбь)? звуки игры на барабане И ОХоIяни/Ё дрОбь. ВСе это разные понят, выраженные однИМ СЛОВОМ).
ю. Какой человек бывает деревом? (СО сна. ВОПРОС ОСнован на с звучим слова сОсна)? и сочеПIаН ни СЛОВ есо сна??.
11. За чем ЯЗЫК во рту? (За зубами. Вопрос оСнован на сОзвучI(I "заЧемэ и за чеми. Если вопрОс со сЛОВОм азаче4н, то сле дует о;г веУпить: Чтобы гОворИть. Но ВОПрОС ВСетакп шуточньУй так Ч7? основан он на игре СЛОВ).
12. Какое СЛОВО СОСТОИТ ИЗ ПОЛОВИНЫ буквы? Полка, так как э1 пОЛ-кан.
13. А какое слово СОСТОИТ ИЗ ПОЛОВИНЫ звука? (Полк, потому чп' расшифровать его МОЖНО как ПОЛ-(Ю?.
14. Ты, да я, да МЫ с тобой. Много ли нас? ‚Цвое: <ты да я?) и ИМы тобой)) - одно и то же, хоть и выражено разУ/ы.МЫ местоаме11и)
15. Почему птИпы летят на юг? (Потому Что не могут дойти туг пешком. ВОПРОС основа!! на логичеСком ударении. Если ОНО падает 1 СЛОВО еЮг??, то МОЖ//О отВетить, чпЧ) т тертчо. Но вопроСшу1ю основан на том, что логическое ударение в этом предложении МоЖ(" падать на другОе СЛОВО, например как в даннОм случае. елетят).
16. Шла бабка в Москву. А навстречу ей ШЛИ три старИКа у каж2i' го Старика было По меi[IкУ, а в каждом мешке - по кОтенку. коЛь) же всего народу шло в Москву? (Только бабка: все остальные иы ,авсiяречу участ1Уi!к важ//О за большИМ количеством слов сумсп рассмотреть важную )епУаль, СЛОВО навстречу)
1. Какой зверь не кусаеТся, ни на кого не броСается, мед, как Н странно не любит и вообще живет выше всех, на небе? (Больш; дiедведица).
18. Когда черной КОШКС легче всего пробраться в дом? (Ко.' дверь открыта. уiяочiiе1Уне тОГО, что кошка черная в данном случ являетс?! излишнУ, и, отвi'чая на вопрос это Важно уловить).
19. Слушай. Шли ТИ брата, нашли четыре апельсина и раздели их поровнУ причем каждому из НИХ дОСТалОСЬ по целому апелЬсIIi НИ один аIIСЛЬСиН ОНИ на доЛЬки не делили, но съели все четы'
180
апельсина. Как это могло случиться? (На самом деле кроме браiпьев была еще и i Сестра, которую звали Луша. Слово (слуи1ай)У произносится одинаково с сочетанием слов с Лушей,).
20. Что принадлежит вам, но пользуются этим чаще всего другие. а не ВЫ? (Ваше имя).
21. Расшифруйте: ВИДРИМАСГОР (Это вовсе не аббревиатура. как может показаться, хоть звучит это похоже на сложнОсокращенное слово. На самом деле все <расшифровываетсян очень просто:
вид Рама с гор).
Жюри объявляет итоги Конкурса, общий счет и называет команду победителей, которая награж дается призами. Можно также вручить поощриiяельные призы участникам проiiгравших команд, которые, однако, отвечали наиболее активно и точно.
ВЕДУЩИЙ: Ну, что ж, наша игра "Веселые словаь подошла к кон. цу, но русские слова не заканчиваются. Вам предстоит узнать еще немало слов, и хотелось бы, чтобы знали больше слов, которые говорят о добром, светлом, которые несут знания, передают чувства, несут в себе огромный смысл. А если вы не знаете, что означает какое-нибудь слово, если затрудняетесь в том, как правильно его написать или произнести, то обратитесь к помощи Волшебной книги - не той, которую пока не написала Волшебница Слов, а той, которая наверняка занимает почезное место на книжной полке в каждом доме. Конечно же, это словарь.
Ученик читает наизусть стюготворение.
СЛОВАРЬ
Усердней с каждым днем гляжу в Словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы СЛОВ ИС раз Сойдет ИСКуССТВО,
Держа в руке свой потайной фонарь,
На всех словах события печать,
Они дались недаром человеку.
Читаю: "Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну нё дал веку.
Век заедать, век заживать чужой..."
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассьпанная повесть.
С. Лiарiвак
181
ЛщЕБНИЦА Да, после того, что я узнала про словари, мне, наверное, нет смысла продолжать СВОЮ Волшебную книгу - любой словарь дает столько знаний о словак, что ни одной ВолшебнОй КНИГОЙ их не охватить, пусть даже вся она волна волшебными заклинания и загадками. Что ж, мне пора идти, ведь у меня осталось незакои'1е ныМ еще множество волшебных дел. До скорой встречи, ребята. Вы сегодня замечательно играли. Я не только рассказала вам то, что знала о словак, но и от вас узнала немало нового.
БУКОВКИН за,ядывает в блоюош): Кажется, я пока никуда пс опаздываю. Хочу поблагодарить вас, ребята, за го. что вы были такими внимательными и правильно решали все те трудные задачи, кото рые мы вам адавали. Желаю вам узнавать все больше в больше н прi этом оставаться внимательными и сосредоточеннь1миI а ве станови ся закиiИ рассеянными как я.
ВЕДУщНИ Что ж, давайте попрощаемся с Волщебницей и пр фессором Буковкиным.
ВСЕ (ороi): До свидания!
ВЕДУЩИЙ: А напоследок еще раз поздравим наших героег победителей и пожеЯ им еще больших побед.
!г1-зыка Занавес